Новости партнеров
Общество

Как обустроить империю?

18.05.2007 16:29|ПсковКомментариев: 34

Бестолковые и авантюрные 1980-е годы ушедшего столетия породили на востоке Европы и в России ощущение, вернее надежду, на скорое пришествие нового общества, где все будут самостоятельны, но при этом станут помогать друг другу. Казалось,  что со дня на день сбудется вековая мечта человечества – мир, безопасность и процветание. В Советском Союзе побеждало кооперативное движение, а также гласность при поддержке «Прожектора перестройки». Фраза «заграница нам поможет» вновь стала актуальной. Дракон, что прежде «обижал» народы – великий и могучий Советский Союз, – сдувался на глазах, а большой добрый дядя Сэм со товарищи глядели на мир, приговаривая: «вот она, свобода, берите, пользуйтесь на здоровье». Обращенное на «путь истинный» общество соцлагеря смотрело на них и ловило каждое приятное для себя слово, пропуская мимо ушей неприятные, а также ждало наступления новой эры – эры справедливости и единства…

Сказка о потерянном времени

Тьфу, опять обманули…

Розовые мечты превратились в суровую реальность, когда выяснилось, что пока мы пускали благостные слюни, попутно надеясь, что большой, умный, добрый и всезнающий дяденька обустроит нашу жизнь, расскажет как все сделать правильно, а если нужно и денежек подкинет, произошло что-то нехорошее. Да и дядька оказался скорее хитрым, чем добрым, расчетливым, чем умным. И делать за нас он ничего, естественно, не хочет. Денег, правда, дал, но с таким прицелом, чтобы половину украли, а вернуть долг было как можно сложнее.

Оказалось, что объединяться с нами никто не желает, потому как мы вроде варвары. Не отвечаем мировым стандартам качества и экономической эффективности мышления. К тому же на европейскую одежду перешли совсем недавно, еще в сенях лапти да кафтан храним. А поскольку некультурные и нецивилизованные, то и не должны правильным людям свет заслонять. Сказано – сделано: сдувшегося дракона уменьшили в размерах хирургическим путем, а чтобы было не больно (все-таки цивилизованные люди), сделали общий наркоз.

Действие снадобья стало проходить где-то в середине 90-х годов XX века. Постепенно из обихода исчезали бывшие заменой делу во времена наркоза мазохистские разговоры о том, какие же мы все-таки плохие. Со временем их заменил старый как мир вопрос: «что и зачем нам теперь делать?». Внятный ответ не просматривался, но постепенно стали появляться разговоры о необходимости восстановления империи. Поначалу их приняли за бред тяжелобольного и серьезно не отнеслись. Ведь народ, да и не только его, волновал вопрос о бренности бытия. В смысле, что деньги заканчиваются быстро, а еще взять негде.

Великая российская стена

Но с ростом благосостояния масс и отдельных личностей захотелось развернуться: не зря, мол, небо коптим. Идея имперскости потихоньку стала обретать сторонников. Представившиеся некогда добрыми дядями забеспокоились: как так? не положено! мы уже все без вас за вас спланировали, а тут вы. нехорошо! вы нас не уважаете! Но сила наркоза улетучилась практически полностью, и попытки заняться некой осмысленной деятельностью, выходящей за пределы частной собственности, определить свое место в современном обществе и в истории вообще сделались характерной чертой последних лет. У чиновников это проявилось по-своему: в них запоздало проснулся зуд либералов-реформаторов и изменения посыпались как из рога изобилия. При этом во многих случаях вряд ли кто-то мог четко и ясно объяснить логику, цель и последствия происходящего, кроме традиционных преамбул типа «для повышения эффективности» или «президент поставил перед нами задачу».

Люди творческие отнеслись к новым жизненным реалиям с размахом и изобретательностью. Вот писатель и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов предложил насыпать в Псковской области Святой курган: «То, что мы ходим затеять в Пскове, связано с идеологическим строительством. Разорванные и враждующие между собой элементы истории соединим в единство. А Псков выбран местом создания Кургана потому, что на Псковской земле представлены все четыре периода этой истории». То есть нам предложили поучаствовать в затее, пусть и символической, но которой не наблюдалось в стране по крайней мере сто последних лет: спокойное, созерцательное объединение истории нашей страны, без критики, желания что-то очернить или оправдать. И, опираясь на эту данность, идти вперед. Идея хороша хотя бы этим. В предложении г-на Проханова есть и вторая часть – необходимость построения империи. Новой русской империи.

В последнее время слово «империя» стало едва ли не ругательством. Чего стоят только обвинения в имперских амбициях, звучащие в адрес России от бывших братских республик.

Между тем в империи как способе государственного устройства нет ничего плохого. Во-первых, внутри империи существует гораздо большая степень внутренней свободы, чем в других видах организации государства. Достаточно припомнить историю развития культуры. Во всех или почти всех странах ее расцвет приходился именно на имперский период. То же с наукой и даже демографией. Были, конечно, и тогда свои проблемы, но человек в такие эпохи играет жизнью и на них внимание не очень обращает. Чего не скажешь про более развитые, цивилизованные периоды, когда над всем возвышается повелитель блох. Почему так происходит? Возможно, потому что империя живет заведомо неосуществимой, сверхцелью, а для современных демократий ничего ценнее комфорта нет.

Так объясняет идею империи Александр Секацкий, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, один из представителей движения Петербургских фундаменталистов: «Прежде всего, это протест против той скуки и бездарности, которая царит в современной политике. По большому счету, эти молодые люди (Евразийский союз молодежи – прим. ред.), их действительно достаточно много, их много и у нас на философском факультете, где мне приходится преподавать, они возмущены именно тем, что некомпетентные, жалкие, неспособные связать нескольких слов люди, занимают прослойку чиновничьих, государственных должностей, обслуживая ту политическую модель, которую им подсунут. Им абсолютно все равно, кому служить. И на этом фоне, конечно, очень выгодно смотрится та яркая увлеченная молодежь, которая предполагает, что политика может быть сферой творчества, предполагает, что идея государственности, имперская идея, это нечто мистическое и сакральное. Все попытки превратить Россию в скромное чиновничье государство, начиная от Николая I и кончая современной ситуацией, всегда приводили к нарастанию внутренних шизотенденций, то есть к некоторому безумию, которое могло успокаиваться только в ситуациях, когда там, где-то за горизонтом возникает - землю в Гренаде крестьянам отдать, чтобы на Марсе стали яблони цвести. Но лишь в этих ситуациях Россия остается Россия» (www.svoboda.org).

На этом фоне идею Александра Проханова можно назвать разведкой боем, попыткой понять реакцию порядком заспанного общества на имперскую идею, перевести разговоры о ней из теоретической в практическую плоскость. Попытка оказалась неудачной. Не потому, что общество по традиции не готово. Сама затея Кургана оказалась неуместной. Еще слишком свежа память о том, как во времена СССР по разнарядке посещали разные идеологические мероприятия. Да и основывать пятую империю на могилах как-то странно. Ведь не царство мертвых мы собираемся созидать. Непонятна и логика возведения кургана. Почему именно в Пскове? Если как ответ чрезмерно навязчивому внешнему влиянию, тогда придется насыпать целую сеть таких сооружений и на восточных рубежах России, поскольку известно, что в китайских учебниках по истории Сибирь иногда упоминается как временно потерянная китайская территория.

А радио «Эхо Москвы» передало недавно, что «внимание сотрудников Московского комитета по туризму привлекли экскурсии, которые проводятся для официальных делегаций из Китая. Во время осмотра достопримечательностей московского Кремля экскурсоводы рассказывают о России, как о «варварском королевстве, незаконно отобравшем Дальний Восток и Сибирь у Китая», а несколько месяцев назад во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву китайский ансамбль «Весна» готовился исполнить песню «Размышления о России», наполненную сарказмом в отношении России, ее жителей и политического устройства».

Так что замысел Проханова хотя и улавливает в некотором смысле витающее в обществе настроение, но не улавливает духа времени. А ведь империи создавались не в кабинетах, они были именно воплощением духа эпохи, развивая его или противостоя ему. Если России удастся поймать, проникнуться тем, что витает в воздухе, да еще правильно на это отреагировать, пятой империи быть, если нет – будет другая, не наша, империя. А может и не будет никакой, просто наступит конец света.

Константин Шморага

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 172 человека
Лента новостей