Новости партнеров
Общество

Архимандрит Тихон: Нас объединит духовность и служение людям

08.02.2006 13:08|ПсковКомментариев: 0

Есть на Руси места, где время словно приостанавливает свой бег. Приграничный городок Печоры – из таких. Даже сейчас, в XXI веке, на его тихих улочках скоростные иномарки и манерные магазинные вывески кажутся атрибутами из каких-то телевизионных боевиков. Вот еще чуть-чуть, и они исчезнут. Тогда восстановится гармония старинного города с краснокирпичными торговыми рядами в центре, деревянными домами, порядком обветренными временем, древним кладбищем за высоким каменным забором и скромно одетыми людьми, спешащими к духовному центру – Псково-Печерскому Свято-Успенскому монастырю, который вот уже более 500 лет окормляет страждущих. За это время во главе обители стояли десятки подвижников Русской Православной Церкви. С 1995 года монастырем руководит Архимандрит Тихон (Секретарев). Он – 71-й игумен обители.

Родился он 24 января 1955 года под Москвой в селе Туголес, где в ту пору в местной церкви служил его отец – протоиерей Николай Петрович Секретарев. Священниками были и оба дедушки будущего Архимандрита. Но они погибли во времена сталинских репрессий. Иерей Василий был расстрелян на Успенье в 1937 году, а протоиерей Петр скончался в лагере в 1944-ом, под Саратовом. Позднее оба были реабилитированы.

Будущий игумен Печерской обители в Подмосковье прожил недолго, большая семья (а было в ней 10 детей) переехала на Урал, где он и окончил среднюю общеобразовательную школу. Поступил в Ижевский механический институт. Но уже на первом курсе, прослушав несколько лекций по научному атеизму, решил, что ему, человеку глубоко верующему, это не подходит. Честно отслужил два года в войсках связи, год проработал на стройке, а в 1976-ом приехал в Псково-Печерский монастырь. Служа в нем, заочно окончил Московскую Духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную академию. Защитил диссертацию, получил степень кандидата богословских наук.

– Отец Тихон, нынешний год в России отмечается как год 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Псково-Печерский монастырь за свою многовековую историю пережил немало сложных периодов. Один из них как раз связан с Отечественной войной. До сих пор некоторые наши сограждане считают, что в то время, когда территория Печор была оккупирована немецкой армией, монахи обители сотрудничали с фашистами. Простите, вопрос для вас неприятный, но хотелось бы узнать, насколько это соответствует истине?

– Меня этот вопрос тоже очень волновал. Долгое время многие архивы были недоступны, и мы не имели возможности разобраться в том, что же происходило на самом деле. Игумен Павел был репрессирован, его обвинили в предательстве и в антисоветской деятельности. Сейчас он, слава Богу, реабилитирован.

Конечно, не вина братии, что она оказалась на оккупированной территории. Монахи старались сохранить обитель, не ушли из нее, как это сделали на Валааме. Я узнал, что братия в период Великой Отечественной войны помогала военнопленным, больным и престарелым продуктами, насколько это было возможно. Я встречался с советским фронтовым разведчиком Сергеем Яковлевичем Новиковым. В 1984 году он рассказал о том, что во время оккупации фашистами Печор в 1944 году он с группой разведчиков в пять человек укрывался в нашей обители, в пещерах Богом зданных. Старец Семен им и хлебушек, и водичку приносил. У нас есть письменное свидетельство Новикова об этом. Есть свидетельство и о том, что один из местных жителей по фамилии Ринусов, который в то время был партизаном, тоже находил убежище в монастыре. И если бы в обители было предательство, эти люди обошли бы ее стороной. Но ни одного подобного факта со стороны монашествующей братии нет. Это радует. Да, есть фотография игумена Павла с немцами. Так он же шел к ним за разрешением привезти продукты, и получил этот документ, обязательный по тем временам! Потом на Успение в монастырь приезжала немецкая делегация, и ее приветствовал митрополит Сергий из Риги. Но вина ли братии в том, что они при этом присутствовали? Поэтому еще раз повторяю: меня очень обрадовало, что ни одного факта предательства зафиксировано не было. Самое главное свидетельство – это люди, которые вместе с братией пережили те труднейшие оккупационные времена. Они говорят о монастыре только положительное, и в частности, об игумене Павле. Он и реабилитирован был законно. Мы и сейчас эти материалы собираем. Издали Псково-Печерский листочек, в котором обо всем этом рассказывается. Монахи занимались своим делом: молились и сохраняли архитектурный ансамбль, который достался нам от предков. И Божия Матерь хранила обитель, даже во время неоднократных бомбежек. Отец Нафанаил рассказывал, что после войны приезжал к нам советский летчик, который выполнял приказ командования бомбить позиции немцев по линии Печор. Так он думал, что от монастыря ничего не осталось – такой силы были бомбежки. Но ни одна из бомб ни трапезной, ни ризницы, ни Успенского Собора даже не зацепила.

В 70-е годы ХХ века в Псково-Печерском монастыре в числе братии было 14 участников Великой Отечественной войны, 12 тружеников тыла. Мы учились и учимся у наших старцев, которые являются воплощенным Евангельским учением. Например, Архимандрит Феофан прошел в пехоте до Будапешта, отец Антипа – служил в артдивизионе, отец Иероним, к слову, житель Псковщины, был ранен во время войны. Слава Богу, жив еще отец Мартирий, который с 17-ти лет был на фронте, затем служил под командованием сына В. И. Чапаева. Они, участники Великой Отечественной войны, были красотой нашей обители в ХХ веке, нашими учителями. И сегодня наша задача – сохранять заложенные ими традиции: в Богослужении, в трудах и в социальных вопросах.

– За какой научный труд вы, отец Тихон, получили степень кандидата богословия?

– Тема моей диссертации – «Церковно-исторический очерк о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре в XX веке». Пришлось много поработать в архивах, и, с Божией помощью, мне удалось раскрыть некоторые неизвестные страницы истории монастыря. Удивительная вещь, обитель все-таки не закрылась в бурный ХХ век. Революция, гражданская война – монастырь оказался в буржуазной Эстонской республике. 1940-й год – тоже непростая ситуация. Печоры вновь вошли в состав России. В тот момент хотели в монастыре открыть музей, но началась Великая Отечественная война, а после ее окончания был большой подъем патриотизма и духовности. Обитель залечивала раны войны. Примерно в 1963 году в обители побывал Никита Сергеевич Хрущев. Отец Нафанаил, живой свидетель тех событий, рассказывал о том, что это был неофициальный визит. Никита Сергеевич возвращался, видимо, с отдыха в Прибалтике. Осмотрел обитель и говорит: «Я ее закрою!» Отец Нафанаил рассказывал, что игумен отец Алипий в ответ сказал: «Попробуй!» И когда Хрущев уехал, настоятель с монашествующей братией стали восстанавливать стены, чего уже 200 лет не делалось. Вот вам наглядный пример рассудительности руководителя и братии. И поехали к нам дипломаты... В частности, был посол Индии. Ему наш монастырь так понравился, что он его сравнил с градом Китежем. И об этом индийский гость рассказал в кругу дипломатической Москвы. А когда привезли Указ от Никиты Сергеевича о закрытии обители, то отец Алипий сказал: «Я буду вторым Корнилием!», и выбросил этот Указ в камин. Чиновники, конечно, опешили, что делать – не знают, время-то непростое было! Но в государстве наступил уже тот период, когда Никите Сергеевичу не все докладывали. 14 октября 1964 года его сняли со всех руководящих постов. Но вся братия тогда «сидела на чемоданах». Они рассказывали, что действительно это было труднейшее время. Закрыли же Киево-Печерскую Лавру и многие другие храмы, количество которых уменьшилось в несколько раз. А Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь остался жить! И вот когда вся история ХХ века перед глазами, то видишь, что наш монастырь – это место чудесное, и Божия Матерь – наша Небесная Игумения – незримо хранит обитель.

Я проанализировал, в частности, возрастной состав братии. Если до 1970 года примерно, большинство было преклонного возраста, даже рождения конца XIX века, то на сегодня преобладает молодежь (35 лет и моложе), которая требует особого внимания и заботы, чтобы она могла воспринять и сохранить традиции, и мы бы спокойно двигались дальше. Это главная задача на сегодня.

– Как известно из истории, монархи и государственные деятели неоднократно посещали Псково-Печерский  монастырь...

– Да, Псков и Псково-Печерский монастырь посещали самые высокие исторические деятели нашего государства. В нашей обители, например, царь Иван Грозный был четыре раза, дважды – император Александр Первый, Николай Второй (посетил монастырь в 1903 году) ... Первый Российский Президент Борис Николаевич Ельцин в 1994 году был в Пскове и в монастыре. Пожертвовал средства на восстановление крепостной стены обители и на Печорскую школу №3, она теперь так и называется – Президентская. Владимир Владимирович Путин тоже побывал в монастыре.

– Напомните, пожалуйста, как это было...

– Прошло немного времени после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом России, и он в 2000 году приехал в Псков, а затем посетил и Псково-Печерский монастырь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II позвонил за несколько дней до визита, и мы согласовали программу. В день приезда высокого гостя нас люди спрашивали: «Будет Президент в монастыре или нет?» Мы говорим: «По программе – нет, но мы ждем». И когда Владимир Владимирович приехал, то все заметили, как сильно он устал в этот день. Президент России был встречен у Святых ворот Архиепископом Евсевием Псковским и Великолукским, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандритом, с братией. Затем я около двух часов проводил для Главы нашего государства экскурсию по обители. Президент посетил древний Успенский собор и поклонился его святыням. Затем посетили уникальные Богом зданные пещеры и монастырский сад. Дважды за время экскурсии он воскликнул: «Не ожидал, что здесь так красиво!» Мы проводили Президента в келью старца отца Иоанна (Крестьянкина), где состоялась их уединенная беседа. Нам показалось, что встреча с батюшкой произвела на него сильное впечатление. 29 сентября того же года в нашу обитель совершила паломничество супруга Президента Людмила Путина в День своего Ангела, и также побеседовала со старцем отцом Иоанном.

– Отец Тихон, Псков исстари называли Домом Святой Троицы. Это название закрепилось и используется до сих пор. Но нет ли в этом уже некоей народной привычки, не наполненной глубинным изначальным смыслом?

– Наш Владыка – Архиепископ Евсевий Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит,  в своей проповеди на праздник Святой Троицы прекрасно говорит: «Благодарение Богу, что мы – псковичи, наверное, раньше всех стали праздновать этот праздник на Святой Руси… Слава Богу, что наш русский народ, что наши предки избрали Святую Православную веру. Благодарение и земной им поклон, потому что Святая вера Православная приносит человеку особую радость, особую милость, особое торжество. А самое главное – она приносит спасение всем верующим в Истинного Бога, в Святую Живоначальную Троицу». На Псковской земле живут прекрасные люди – особой закалки труженики, воины. Известно, что город Псков был обустроен велением святой великой княгини Российской Ольги. Она – пример для администраторов, руководителей, начальников всех уровней, которые должны непременно заботиться о духовном воспитании своих подчиненных. В одной из своих проповедей старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) рассказал житие княгини Ольги, как пример для бабушек. Да-да, для бабушек! Вот посмотрите, как Ольга сумела воспитать своего внука, князя Владимира. Её сын постеснялся наставлений матери о крещении, не смог перебороть себя, переступить через насмешки дружины, и не принял крещение. Но внук-то какой замечательный! Княгиня Ольга сумела вложить в него так много доброго, религиозного, мужественного, что и стало фундаментом всей его будущей жизни. С годами он построил на нем крепкое здание веры Православной. Возьмем годы, относительно близкие нам – годы Великой Отечественной войны. Сколько городов, а вместе с ними и храмов на нашей земле разрушено было! А в Псков Господь направил таких людей, которые восстановили разрушенное в годы войны, обновили не только стены и маковки куполов церковных, но и духом особым наполнили. Здесь Православие – это естественная среда, причем для всех жителей – начиная от самых маленьких псковичей и заканчивая убеленными сединами старцами. На этом месте чувствуется присутствие Духа Святого... Вообще вся история Пскова необыкновенно трудна, но в то же время благодатна и связана с нашим Псково-Печерским монастырем. Например, период нашествия Стефана Батория в 1581 году. Игумен Корнилий, настоятель монастыря, за 14 лет был предупрежден о грядущей опасности. За год до нее вынесли из монастыря чудотворные иконы в город Псков. С трудом, но псковичи победили в том противостоянии с неприятелем! Должен был состояться крестный ход в благодарность за спасение, и когда его не совершили, в Пскове и округе начался голод, болезни. А война с французами в начале XIX века... Один из отрядов Наполеона направлялся в сторону столицы Российской Империи – Санкт-Петербурга. Это было самое уязвимое направление, в опасности оказался и Псков. Петр Витгенштейн, командующий корпусом русских войск, просил, по традиции, принести в Псков из Псково-Печерской обители святую икону «Умиление», и просьба была выполнена. 7 октября (по старому стилю) икона «Умиление» была в Пскове. Народ и священство молились в Троицком Кафедральном Соборе, и в эту же ночь Полоцк был взят корпусом Петра Витгенштейна, и самое опасное направление выведено из кризиса. В честь этого замечательного события в монастыре был построен Михайловский храм...

В годы Великой Отечественной войны, как я уже говорил, игумен Павел (Горшков) помогал престарелым и больным псковичам. И на сегодня – туристический маршрут из Пскова в Печоры один из самых популярных на Северо-Западе России.

– Вы с таким увлечением и одухотворенностью говорите о Печерской обители, ее истории и братии, что создается впечатление, словно это ваша духовная родина...

– По большому счету, так и есть. Я впервые посетил наш монастырь школьником, в 1968 году. Дело в том, что мой папа был хорошо знаком с отцом Алипием – еще с тех пор, когда он учился в семинарии. И дружба эта продолжалась до кончины отца Алипия. Мы нередко при его жизни приезжали с Урала. Я очень хорошо помню доброту и трудолюбие отца Алипия.

– А свои первые впечатления помните, когда перешагнули порог монастыря и оказались в совсем ином мире?..

– Отлично помню… Как только переступил Святые врата – сердце защемило. Такая таинственность в обители... Как раз Великий пост был. Зима, снег, монах сидит при входе и шепчет молитвы. Другой монах нас молча провел по пещерам, слабо освещая нам путь маленькой свечой. Я помню этот день по деталям. Раньше, когда рассматривал фотографии монастыря, все не мог понять, почему на одном снимке – купола Успенского собора на уровне земли, а на другом – это двухэтажное здание храма. А когда на Святую горку поднялись – все стало ясно: храм действительно находится в горе... Затем мы уже систематически стали приезжать в монастырь. Сначала с родителями, потом втроем, с братьями. Я взрослел, начал всерьез задумываться над тем, кем буду в этой жизни. Помню, как-то летом (я уже закончил восьмой класс) вновь приехал в монастырь. И, видимо, все сложилось, собралось вместе – мое взросление, общее настроение, одухотворенность, царящая в обители, – и я принял решение, что стану монахом. Вся моя последующая жизнь строилась, исходя из этой цели. Папа хотел, чтобы я сначала получил светское, а потом духовное образование. В вуз я поступил, но не посчитал для себя возможным учиться в нем, так как не мог слушать, как на лекциях по научному атеизму преподавательница поносит святыню. Это оказалось выше моих сил, и я, посоветовавшись с родителями, тихо оставил институт, поработал на машиностроительном заводе полгода и затем пошел в армию. Причем мне хотелось служить, потому что у нас в семье защита Родины считается Богоугодным делом. Мои три родных дяди погибли на фронте в годы Великой Отечественной войны. А, кроме того, я постоянно читал Жития святых, в частности, Александра Невского, поэтому воспринимал службу Отечеству как долг, святую обязанность. Честно отслужил два года. Закончил службу старшим сержантом. Получил бесценный опыт и понял, что в жизни есть всегда две радости: молитва и на совесть выполненная работа.

Временно я устроился работать на стройку. В марте 1976 года я уже поехал в монастырь в Печоры с желанием, чтобы здесь поработать, получить характеристику от духовника и поступить в московскую семинарию. Пошел к отцу Иоанну Крестьянкину брать благословение, а он мне и говорит: «Определяйся в монастырь и учись в семинарии заочно». Так я и остался в монастыре. Заочно окончил семинарию в 1985 году. Получил хорошие оценки, характеристику. Наместник игумен Павел рекомендовал мне сразу подавать документы в академию, но я для себя решил, что главное для монаха – это работа над собой. За 10 последующих лет я прочитал святоотеческое толкование на Новый Завет. Изучил Полный круг Житий святых на славянском и русском языках, творения святых отцов Василия Великого, Григория Богослова. Это было так назидательно, что пришлось переосмысливать очень многое для себя. А тут получилось так, что и 40 лет мне исполнилось, мама скончалась, Архимандритом стал, и поставили на должность Наместника. 5 лет мы усердно готовились к Великому Юбилею – 2000-летию Рождества Христова. Затем к своему пятидесятилетию по благословению отца Иоанна я закончил академию со степенью кандидата богословия.

– Отец Тихон, вот вы сказали, что в 15 лет, фактически еще совсем неопытным юношей решили, что будете монахом. Но вы же понимали, что монастырь – это совершенно иная, чем в миру жизнь. Ведь даже когда принимали постриг, то получили другое, не светское имя. Тем самым отреклись от всего прожитого ранее...

– Единственная причина такого решения в том, что я верю в Господа нашего Иисуса Христа и бессмертие души. Меня привлекает работа над собой: духовное совершенствование, жизнь по строгому распорядку. Это трудное, но радостное дело. Для нас всех пример – наши старцы. Повторюсь: они воплощенное Евангелие. То, во что мы верим, они показывают своей жизнью.

– А кто был вашим первым духовником, наставником?

– Старец отец Иоанн Крестьянкин.  Ему я вручен при постриге. Помню, и подростком, и во время службы в армии, и позднее я к нему обращался по благословению родителей. Нас было 5-6 человек ребятни, которые постоянно приезжали в монастырь в 70-е годы ХХ века. На каникулах мы трудились, потом возвращались домой. Нас поддерживали духовно, и даже помогали приобрести костюм к новому учебному году. Но мы трудились вместе со взрослыми: заготавливали сено и дрова, убирали территорию, работали в саду, даже бетонировали полы в подвалах. Мы всегда могли видеть нашего наставника, подойти под его благословение. Отец Иоанн очень оптимистичный человек. Однажды его кто-то спросил: «Батюшка, почему вам всегда плюс 40?» (то есть, почему он такой деятельный?) Он ответил: «Таким надо родиться!» В общем, приход в монастырь основывается на вере нашей и желании поработать над собой в духовном плане. Кто приходит с иной какой-то целью, тот в обители не удерживается. Отец Иоанн и сейчас нас наставляет. Есть у нас братский духовник – отец Таврион, который работает с молодежью и с братией. С ним всегда можно посоветоваться, разобраться в сложной ситуации. Отец Иоанн такое правило нашей жизни определил: вера в промысел Божий и рассуждение с советом. Названое правило означает: Бог управляет миром, каждым человеком, и видеть эту волю Божию в жизни – очень важно. Чтобы разобраться в возникающих проблемах, нужно рассуждение: а как поступить так, чтобы это было не во зло кому-то и во благо для души. Но, в то же время, когда ты разобрался сам, ты должен проверить совесть свою совестью другого человека. Вот и идешь к духовнику, объясняешь ему свои сомнения, рассказываешь о своем решении, и если он говорит, что оно верное, то ты уже можешь его выполнять. Бывает и так, что в самом разговоре ты чувствуешь, что не прав в своих решениях и надо поступить так, как говорит наставник, духовник. Правило – вера в промысел Божий, рассуждение и совет – очень верное, проверенное веками.

– Не было ли у вас когда-нибудь опасения, что братия, которой вы руководите, неверно истолкует ваши решения или вовсе не поймет их?

– Дело в том, что я не даю указаний без объяснений. Две простые вещи в монастыре главные: человек должен научиться молиться, то есть жить сосредоточенной жизнью, и научиться трудиться ради Христа, быть профессионалом в тех послушаниях, которые даются священноначалием. Старцы говорят, труды послушания нам должны сниться. То есть надо полностью погрузиться в работу, что очень помогает в воспитании целомудрия и чистоты. Кроме того, мы должны читать святых отцов, жить в распорядке монастырской жизни. Я сам стараюсь всю жизнь учиться молиться, трудиться ради Христа. Поэтому думаю, что непонимание может возникнуть только у того, кто не хочет жить по укладу монастырской жизни. В трапезной я каждое воскресенье обращаюсь со словом назидания к братии и трудникам, которые хотят поступить в монастырь. А все потому, что считаю: каждый руководитель – он, прежде всего, вос-пи-та-тель. То же самое и в светской, мирской жизни. Я глубоко в этом уверен. От руководителя зависит, насколько толерантны люди его коллектива, уважают ли они друг друга, проявляют скромность в общении и т.д. Нам Господь говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). То есть за терпение и труд Господь преображает наши души. Отец Иоанн (Крестьянкин) – он искренне скромно о себе думает и говорит. Причем в этом нет никакой помпезности, наигранности, фальши... Показатель совершенства человека – это скромное о себе мнение. А все величие – в его делах и поступках. И такое доброе сознание должно присутствовать в каждом из нас, духовных и светских людях, поэтому еще раз повторюсь (как мне подсказывает учение отцов Церкви и мой жизненный опыт): руководитель – это, прежде всего, воспитатель.

– Я верно вас поняла: сейчас вы высказали свое жизненное кредо?

– В некоторой степени – да. Во всяком случае, как наместник, я считаю именно так. И этому правилу стараюсь следовать.

–Существует выражение «Благими намерениями дорога в ад вымощена». Не сталкивались ли вы с подобного рода ситуациями?

– Знаете, Феофан Затворник говорил: «Самая большая уловка в жизни, когда человек все откладывает на завтра. Я завтра начну поститься, завтра начну делать добрые дела, но сегодня я поживу, как хочу...» Вот это «завтра» может так никогда и не состояться и ведет туда, куда «вымощена дорога». Поэтому отец Иоанн говорит: «Должна быть горячность духа, никогда не откладывай на потом то доброе, что ты можешь сделать сегодня». Хотя это трудно.

Знаете, наш монастырь ведет благотворительную деятельность. Еще Владимир Мономах писал: «Дело Церкви – просвещение, здоровье народа и призрение убогих». Мы по мере возможности выдаем бесплатные обеды нуждающимся. В середине 90-х годов, когда люди не получали месяцами зарплаты, таких обедов готовили около 500. Сейчас – 180-200. В них нуждаются, в основном, переселенцы, бомжи, но есть и солидные люди. Вот, например, один офицер. Закончил службу, подполковник. Он попросил нас помочь ему финансово и выдавать обеды. Я его выслушал. Ситуация такая. Его дочь – мать-одиночка. Живет в Омске. Она задолжала за квартиру. И у нее вообще вопрос встал о выселении через службу судебных приставов. И отец, заплатив за свою комнату, все остальные пенсионные деньги отсылает туда. Для него нужно как-то выжить, чтобы помочь дочери рассчитаться с долгами. И мы постарались – не сразу, а по частям, – погасить задолженность его дочери за квартиру. Или, например, другая ситуация: бабушка, двое детей, мать этих детей спилась, лишена родительских прав, отец сидит в тюрьме. Что ей делать? Дети учатся, пособие копеечное. Даже прокормить трудно. Бывают у людей такие сложные ситуации, и мы стараемся помогать. В Доме милосердия у нас сейчас 14 человек проживает, 8 человек на квартирах обслуживаем. Помогаем членам печорского отделения общества борьбы с наркозависимостью «Камень». Но вот что удивляет: нередко люди просто нечестны с тобой, а ты им веришь. Например, во время гибели «Курска» пришла женщина и говорит: «Я еду в Видяево, у меня там погиб племянник, мне нужны деньги на дорогу». Я отвечаю: «Пожалуйста. У нас идет машина, она привезет вас в Петербург, а там мы купим вам билет дальше, до места». И что получилось? Когда она приехала в Петербург, то заявила: мне билет не нужен, дайте мне деньги. Шофер предложил ей, как пожилому человеку, довезти ее до вокзала, так она отказалась. Значит, все это было неправдой. И таких случаев, к сожалению, немало. Но мы себе говорим, что делаем добро ради Христа. Конечно, неприятно, когда тебя обманывают, но ради Христа добро нельзя не делать. Однако и здесь должно присутствовать рассуждение. Просит человек – надо проверить, а так ли все обстоит на самом деле? Это неприятно и усложняет ситуацию, но жизнь есть жизнь...

– Отец Тихон, в последние годы появилось много свидетельств о мироточении православных икон. В народе это трактуют по-разному. А что по этому поводу говорит сама Церковь?

– Мироточение и явление чудотворных икон Божией Матери – это знак милости Божией. Например, вернулся в Троицкий Собор Пскова образ Псково-Покровской Божией Матери, и мироточение было. Это, безусловно, знак милости к городу. В обитель в 1996 году принесена икона Божией Матери из Дивеева – список с чудотворного образа «Умиление Серафимо-Дивеевское». Это я воспринимаю тоже как знак милости для обители, Пскова и Псковской земли в целом. В 2002 году игумен Ефрем с Афона принес нам список чудотворного образа Богородицы – «Всецарицы». Верно сказано, что Божия Матерь часто бывает на земле и помогает там людям страждущим. Вот, например, существует проблема пьянства в городе, да и в стране в целом, и совсем недавно к нам в обитель привезли из Костромы икону Пресвятой Богородицы  «Неупиваемая чаша». Мы отслужили молебен с акафистом, а батюшка, который ее сопровождал, рассказал о массе чудес в помощи от алкогольной зависимости и наркомании. Далее эта икона была привезена в Псков и Санкт-Петербург. Ну, разве это не шаг неба навстречу нам? Бог помогает тогда, когда человек приложит все свои усилия для устранения своей беды. И практика показывает, что Псковская земля не оставлена вниманием святых Небожителей.

– А вам часто приходилось становиться свидетелем благодатной силы молитв?

– Расскажу последний случай. Нас десантники пригласили на свои учения. Мы отслужили молебен святому благоверному князю Александру Невскому, и начались прыжки с парашютом. Вдруг видим – схождение куполов, мы вновь стали читать молитвы, и купола разошлись. Через какое-то время такая же ситуация повторилась, однако в этот раз десантники не смогли расцепиться, но милостью Божией купола парашютов не «погасли», и военные благополучно приземлились. Вот вам помощь молитвы. Конечно, при условии, что ребята много готовились, осваивали профессиональные навыки. Иногда слышишь – «случай», «удача» помогли. Но будет точнее, если назвать все своим именем: это Божия помощь нам, людям. Глазами веры смотришь и понимаешь происходящее именно так, но люди называют по-разному…

– Отец Тихон, государство наше, общество, да и каждый человек в отдельности переживают сейчас не самые легкие времена. Все чаще звучит мысль о том, что нужна национальная идея, чтобы поднять Россию до достойного ее уровня, сделать наше Отечество сильным и процветающим. Как, по-вашему, в чем состоит эта идея? И нужна ли она вообще?

– А она у нас есть. Это – История, Православие, семья, армия. Мы свободно выбрали свою профессию, образ жизни: кто семейный, кто в монастыре, кто в армии служит... Вот вам и национальная идея: каждый должен достойно заниматься своим делом по слову апостола Павла: «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3).

Беседовала Наталия Туробова, журнал «Новая Прагматика»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 274 человека
Лента новостей