Новости партнеров
Политика

Страхи о сити-менеджере

13.04.2009 12:21|ПсковКомментариев: 27

С апреля в Пскове заработала новая схема местного самоуправления – к трудам приступил первый сити-менеджер Ян Лузин в тандеме со вторым фактически уже главой города Иваном Цецерским. Господину Лузину досталась нелегкая задача: доказать, что этот тип градоначалия по крайней мере не хуже всенародно избранного мэра. «Нелегкая» – потому что в других городах выполнить ее не удалось.

Мне довелось два с лишним года прожить там, где данная схема самоуправления – «сити-менеджер + глава города» – как раз была внедрена. За те два года сменилось два сити-менеджера (что уже о чем-то говорит), а до того эксплуатировался третий возможный вариант МСУ, когда мэр был одновременно и главой администрации, и председателем городской Думы. Эта третья схема, сразу скажу, оказалась уж совсем неудачной: ныне небезызвестный Юрий Аксененко сидит в СИЗО и знакомится с десятками томов своего уголовного дела.

Так вот, прибыв два с лишним года назад в тот самый город, я с удивлением обнаружила, что в Пскове нормально функционирует ЖКХ, есть неплохие дороги и замечательные тротуары, благоустроены дворы и даже учитываются интересы горожан – настолько удручающее впечатление произвел Саратов. Но  по возвращении на историческую родину в конце 2008 года обратного культурного шока не случилось. Объемы дыр в асфальте и мусора на газонах в Пскове приблизились к саратовскому уровню.

Что изменилось с тех пор? Только схема управления городом.

Мэр Михаил Хоронен дорабатывал последние деньки, твердо зная, что продолжить карьеру в Пскове ему не удастся. Реализовать свой рейтинг на выборах он бы не смог по причине изменения Устава города и прекращения практики прямых выборов мэра, а пост сити-менеджера ему не светил из-за конфронтации с губернатором. Соответственно, мотивации надрываться, чтобы нравиться жителям, у него больше не было.

Вопрос в том, будет ли такая мотивация у сити-менеджера. Есть несколько причин для ответа «нет», и их необходимо, по меньшей мере, учитывать. Перечисленные ниже риски (для простого горожанина – страхи) реализованы в Саратове и актуальны не только для Пскова, но для любого другого города, призвавшего на царство сити-менеджера.

Страх 1: сити-менеджер – заведомо слабая фигура. Слабая – не потому что назначаемая, а потому, как назначаемая. Думаю, среди нашей аудитории нет наивных читателей, полагающих, будто сити-менеджером становится тот, кто представит наиболее эффективную управленческую программу. Понятно, что соревнуются не программы, а креатуры. Сити-менеджер – продукт согласования, компромиссная фигура, устраивающая всех крупных игроков региона. Понятно, что чем больше участников процесса, тем компромисснее – серее, невзрачнее, слабее – фигура сити-менеджера. В Пскове, где «главным олигархом» выступает областной бюджет, с этим проще – фактически, выбор кандидатуры зависит только от губернатора и его доброй воли. При определенных условиях это может стать преимуществом (например, выбор Михаила Кузнецова пал на Вениамина Пинхасика, что было с энтузиазмом воспринято в экспертной среде).

В Саратове компромиссы ищутся дольше и труднее, и продукт согласования выходит максимально бесцветный. Первым сити-менеджером в августе 2006г. по решению элит стал Николай Романов – немолодой муниципальный чиновник, хозяйственник, но не политик. «Стяпаныч», лавируя среди бесконечных конфликтов различных групп интересов, то ли не сумел, то ли не успел проявить свои, какие бы там ни были, менеджерские способности. Он вполне доказал свою слабость, уйдя в отставку в разгар подготовки парламентских выборов в ноябре 2007 года.

Лузин был рекомендован губернатором Андреем Турчаком и поддержан Псковской городской Думой. Однако новый глава региона, включившись в процесс с ходу, лишь поставил точку в заранее расписанной пьесе, так что пока трудно сказать, насколько определяющим будет его влияние на сити-менеджера Пскова.

Страх 2: у сити-менеджера нет мотивации на работу. Воплощением этого страха весной 2008 г. в Саратове стал второй сити-менеджер Вячеслав Сомов – «проект партии», как его называли. Выдернутый из теплого, мягкого кресла директора «Воронежрегионгаза», депутат гордумы Сомов явно не горел желанием взваливать на свои плечи груз десятилетиями копившихся городских проблем. Приступив к исполнению обязанностей, Вячеслав Леонидович даже не старался демонстрировать чрезмерное усердие. В результате за 2008 год мэрия не успела освоить более миллиарда рублей, сорвала областную программу по установке внутридомовых приборов учета и фактически провалила капремонты на средства Фонда содействия реформированию ЖКХ (к осени из 1083 домов, попавших в программу в Саратове, работы шли только в четырех), а также не смогла своевременно вступить в отопительный сезон. Однако отставка Сомова даже не обсуждалась.

Ян Лузин хотел стать сити-менеджером Пскова. Это внушает оптимизм – видимо, он видит для себя выгоды этой должности и, рискнем предположить, будет за нее держаться. Остается надеяться, что залогом долголетия сити-менеджера станет именно качество его работы.

Страх 3: управление городом превратится в «междусобойчик». Это самый страшный страх, логично проистекающий из самой схемы формирования городской власти, когда открытая конкуренция сведена к минимуму. В таких условиях неминуемо снижается важность общественного мнения, падает цена репутации, а значит, будет сложнее контролировать качество работы муниципальных служб и бороться с коррупцией и произволом. Подтвердим теорию саратовской практикой: МУПП «Саратовводоканал» и его глава Лариса Абрамова. Директриса, по совместительству – депутат гордумы, неоднократно становилась объектом жесточайшей критики СМИ за несоответствие уровня личного потребления и качества работы вверенного ей предприятия. Уже при Сомове разгорелся скандал – была обнародована видеозапись с корпоратива 1999 года, где Лариса Васильевна произносит тост: «Мало, что ли, мы здесь воруем?! Не наворуем и на одно место депутатское?!». Ролик, который и сегодня можно посмотреть в интернете (в частности, на www.tvsar.ru), в сентябре прошлого года был несколько раз показан по телевидению. Абрамова – по-прежнему глава «Саратовводоканала».

Конечно, для Пскова – это пока только страшилки. Однако очевидно, что средств обратной связи между жителями города и городской властью осталось совсем немного. И если пренебрежение общественным мнением и нечувствительность власти к репутационным издержкам станет нормой, эти страхи с легкостью превратятся в реальность.

Светлана Прокопьева (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом)

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей