Новости партнеров
Oбозрения

Сultivator от Саши Донецкого: Страшно, нелепо и дико

27.09.2010 22:32|ПсковКомментариев: 11

Культура в массы движется не столько по приказу свыше, из условных кабинетов чиновников, осваивающих традиционные проекты и бюджетные схемы, сколько снизу, от самих участников культурного процесса. Этот тезис греет душу всякому энтузиасту-культурологу, но в реальности, разумеется, все гораздо сложней, потому что культура, как показывают высоко бюджетные проекты, вроде постановки в Псковском Кремле нашумевшей оперы «Псковитянка» от Большого театра или завершившегося недавно «Крещендо», действительно требуют не только солидных затрат, но и административного ресурса. Большинству же местных художников (в широком смысле этого слова) приходится выживать на «подножном корме», довольствуясь малым и надеясь на удачу: авось, найдется спонсор, или какой-нибудь грант от бюджетного пирога отломится? Придется, конечно, подсуетиться, быть может, и унизиться, обслужить клиента, будь то бизнесмен или чиновник, но коль уж цену истинного таланта нынче определяет рынок или госзаказ, приходится играть по предложенным правилам игры.

Однако и в Пскове имеются примеры достаточно успешных культурных инициатив, практически не завязанных на гипотетического чиновника, а обеспеченных исключительно поддержкой бизнеса.

Так, подписанный договор о совместном обмене между группой псковских фотографов во главе с Игорем Словьевым с латышскими коллегами из Руены под руководством Айгирса Лапинша обеспечен почти и исключительно спонсорской поддержкой. В декабре наши фотохудожники отправятся в Латвию - снимать Рождественские праздники, а в июне будущего года латышские коллеги приедут на Псковщину - запечатлеть парусную регату.

Результат – совместная выставка: в Пскове она откроется в День города 23 июля будущего года, а в Руене в первую пятницу августа.

На этом вернисаже будет представлен и блок фотографий с совместного же пленера, который прошел в минувший вторник в Пушкинских Горах. В роли моделей для шести фотокамер художников выступили приехавшие всего месяц назад из Костромы молодые актрисы Псковского театра драмы Жанна Стремянова и Мария Петрук. Жанна поделилась своими впечатлениями от фотосессии с Сultivatorом

- Впечатления, конечно, необыкновенные, потому что впервые мы попали из волжских городов совсем в другую местность, и попали прямо как в сказку. – Не стала скрывать своих позитивных эмоций Жанна Стремянова. – Мы еще никогда не видели такой действительно потрясающей русской природы, таких фантастических пейзажей. Тем более, золотая осень, листья падают, волшебный мир! И начать работать было очень сложно, потому что хотелось созерцать, поглощать окружающую красоту в себя. И потом, когда приступили уже к самим съемкам, оказалось, что необходимо очень тонко работать, чтобы правильно попасть в эту природу, чтобы уловить ее. Ведь она такая таинственная. Страшно в нее, что называется, не вписаться: все, что из внешнего мира, автомобили, например, нарушают эту первозданность. Пришлось много сил потратить на приятие этой природы.  

- То есть вы хотите, что образ, который вы создавали в кадре, должен был, как бы соответствовать нашим представлениям, стереотипам о пушкинской эпохе?

- Да, конечно. Потому что возможен вариант, когда модель в кадре будет выглядеть абсолютно неорганично пейзажу, выламываться из него. Ну, а насколько все получилось, нужно спросить у фотографов.

- Получилось, получилось! – заверил сомневающихся Игорь Соловьев, и еще раз подчеркнул, что совместный псковско-латвийский проект будет творчески развиваться, в том числе и при активном участии меценатов, которым, как оказывается, музы тоже не чужды.

И уж тем более музы не чужды художникам, входящим в псковское региональное общественное движение «ПсковАРТ», участники которого в минувшую пятницу отметили свой 5-летний юбилей в читальном зале Центральной городской библиотеки открытием выставки «Дай пять!» В юбилейной «сборной солянке» свои работы представили Владимир Бердышев, Анатолий Жбанов, Илья Сёмин, Виктор Тимофеев, Эдуард Шарипов, Дмитрий Яблочкин, Ираида Самойленко, Вероника Кучеровская, Анатолий Портнягин и Галина Дячок.

Возможно, обывателю эти имена и фамилии ничего не говорят, но ценители искусства знают, что это наиболее активные и часто выставляющиеся художники Пскова, причем не только в местных залах, но и в других городах, прежде всего в соседнем Санкт-Петербурге. Не случайно, на юбилейный вечер из северной столицы приехал президент Петербургского Арт-Центра на Пушкинской, 10, директор Музея нонконформистского искусства, куратор более 150-ти выставок в России и за рубежом Евгений Орлов. Он рассказал присутствующим, что Пушкинская, 10 давно стала одним из признанных «брендов» города на Неве, и правительство Петербурга оказывает Арт-Центру пусть скромную (по питерским масштабам, конечно), но регулярную финансовую помощь в виде субсидий, что позволяет организовывать очередные интересные  выставки и художнические акции.

Слова авторитетного культуртрегера были адресованы, прежде всего, к представителям власти, которые, на удивление многих старожилов местного арт-движения, на сей раз решили почтить художников своим вниманием. Поздравить «ПсковАРТ» с пятилетием творческой активности пришел глава города Иван Цецерский. От чиновника ждали хороших вестей, ведь ситуация вокруг судьбы Дома купца Сафьянщикова, где размещаются мастерские художников «ПсковАРТа» довольно запутанная и противоречивая. И господин Цецерский эти ожидания оправдал, пообещав, что следующее пятилетие движения будет обязательно раскрашено в более радужные краски, потому что глава Пскова, наконец-то, решит проблемную ситуацию с приютом художников с Советской набережной.

Сотрудники Центральной городской библиотеки показали присутствующим на вечере зрителям слайд-фильм «Оставшиеся на берегу: История и судьба Дома и движения», повествующий о творческих свершениях прошедшего пятилетия, а заведующая читальным залом библиотеки Татьяна Котова озвучила и прокомментировала ставшие уже историческими слайды, специально подчеркнув то бесспорное обстоятельство, что «ПсковАРТ» сегодня - это альтернативная организация, с появлением которой культурный ландшафт псковской художественной жизни очень изменился, тогда как прежде «он был ровный, как столб».

- Представленная выставка – это срез нынешнего художнического уровня движения. – Пояснила для собравшихся председатель движения Ирина Жбанова. - Художники специально не готовились к выставке, а каждый член «ПсковАрта» принёс для экспозиции одну-две картины. Они все разноплановые и разножанровые. «Дай пять!» - значит, что мы здороваемся с нашим зрителем, и зритель тоже протягивает к нам пять пальцев. Мы открыты для всех!

«Сборная солянка» есть «сборная солянка», и ни о какой концепции здесь говорить, конечно, не приходится. Представленные работы действительно весьма отличаются друг от друга, как по технике, так и по художественному уровню, однако необходимо отметить, что петербургский куратор Евгений Орлов приехал в Псков не только на юбилей, но и для того, чтобы отобрать работы для масштабного фестиваля художников, который ежегодно проходит в питерском «Манеже» в январе. «ПсковАРТу» будет выделено отдельное место на этой престижнейшей демонстрации достижений актуального искусства Северной столицы, что свидетельствует о признании псковских авторов со стороны художнического и экспертного сообщества Петербурга.

Поэтому довольно странно лично мне было слышать разговор двух чиновниц из Управления по культуре Администрации города Пскова (без ложки дегтя, увы, не обошлось), которые зачем-то зашли на мероприятие (вероятно, отметиться), но так и удосужились сказать художникам доброе слово и, потолкавшись в дверях, вельможно удалились. Зато других слов, несправедливых и негативных, пусть и произнесенных вполголоса, было достаточно.

А вышло так, что одна чиновница, недавно назначенная руководителем, расспрашивала свою подчиненную, опытную аппаратчицу, о том, кто из художников присутствует в зале, и что, по ее мнению, из себя представляет. И та, что опытней, без всяких сомнений в голосе, громким шепотом, выдавала характеристики типа «кошмар» и «безобразие». Более благородных слов (не говоря уж об элементарном уважении к чужому творчеству) здешние нонконформисты, видимо, не достойны. Все, кто слышал эти, с позволения сказать, оценки от чинуши, был в шоке.

Получается, петербургские искусствоведы творчество псковских художников оценивают как «интересное и даже выдающееся», тогда как для местных чиновников оно ничем, кроме «кошмара», по сути, не является. Что весьма ярко и точно характеризует как раз этический и эстетический уровень наших «дам от культуры». Здесь мне, увы, остается припомнить только горькие строки репрессированного поэта Осипа Мандельштама: «Страшен чиновник – лицо как тюфяк, нету его ни жальчей, ни нелепей...»

Действительно: и жалко, и нелепо. И я бы добавил: дико и страшно все это звучит в городе, который с некоторых пор позиционирует себя как «культурное пограничье» с Евросоюзом.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 274 человека
Лента новостей