лонгриды

Герои Псковской железной дороги

В воскресенье, 22 июня 1941 года, миллионы советских людей услышали по радио заявление правительства о вторжении войск фашистской Германии в пределы СССР. Было воскресенье. Псковичи узнали о нападении Германии в полдень. Волнующими были в те часы многолюдные митинги и собрания, проходившие в городе. Так начался первый день кровопролитной опустошительной войны, которая длилась 1417 дней…


Партизанский отряд псковских железнодорожников

С первого дня войны железная дорога Псковщины стала фронтовой. На железнодорожников станции Псков легла организация срочной отправки мобилизованных. Подвижного состава не хватало, поэтому на вокзале, особенно ночью, скапливались массы людей.

Через псковский эвакопункт было эвакуировано более 45 тысяч женщин, детей и стариков. Составы нередко формировались под непрерывными бомбовыми ударами авиации на разрушенных путях. Многие железнодорожники погибли в первые недели войны, но поезда шли, и дороги работали безостановочно. Днем и ночью уходили к линии фронта воинские эшелоны и транспорты с боевой техникой, а на восток - составы с эвакуируемым населением и оборудованием промышленных объектов.



В августе 1941 года Ленинградский обком партии и Штаб Северо-Западного фронта создали из железнодорожников Псковского и Дновского узлов диверсионные партизанские отряды. Перед ними поставили задачу - вести разведку и подрывную деятельность на железнодорожных магистралях в тылу врага. Командиром отряда псковских железнодорожников был М. Светлов, комиссаром - начальник политотдела Псковского отделения железной дороги Сергей Верязов.

21 августа 1941 года отряды перешли линию фронта и разделились на мелкие группы, которые разошлись в районы Пскова, Дно, Порхова, Острова, а уже в начале сентября группа подпольщиков действовала в Псковском железнодорожном депо. В нее входили: Борис Бобиков, Иван Абрамов, Василий Алыпевский, Мария Абрамова, Николай Бровкин, Александр Грасс, Владимир Дмитриев, Алексей Иванов, Николай Киркиш, Александр Круглов, Виктор Немцов, Евгений Петров, Иван Смирнов, Петр Шаповалов. Руководил подпольщиками машинист Лев Акулов.

Патриоты совершали диверсии в депо и на железнодорожных линиях. Многие вражеские поезда, следовавшие через Псковский железнодорожный узел, не доходили до места назначения. Группа Акулова была связана с группой Верязова, которая имела рацию. Собранные подпольщиками сведения передавались в штаб Северо-Западного фронта.



Группа Верязова провела ряд диверсий на участках железной дороги Псков - Луга, Псков - Дно. Однако немецкая агентура напала на ее след, и 16 декабря 1941 года каратели окружили землянку партизан. В неравной схватке с врагом погибли Верязов, Герасимов, связная Абрамова и другие бойцы отряда…

Три года на Псковщине гремели взрывы на железнодорожных линиях, сходили с рельсов поезда с живой силой и техникой противника

В Пскове гестаповцы арестовали и расстреляли машинистов Александра Круглова и Александра Грасса, паровозного диспетчера Алексея Иванова, машиниста-инструктора Петра Шаповалова, ученика токаря Бориса Бобикова и некоторых других подпольщиков, но это не испугало их товарищей, и они продолжили борьбу.

В Пскове на Дмитриевском кладбище находится известная многим железнодорожникам могила с белым обелиском. Здесь похоронены партизаны из диверсионного отряда псковских железнодорожников, погибших 16 декабря 1941 года в неравной схватке с немецкими захватчиками.

Октябрьская железная дорога начала действовать одной из первых в опустошенных войной районах. Всю ночь с 22 по 23 июля длился бой за освобождение Пскова. Восточная часть города и центр к утру были очищены от немцев, а в 9 часов утра бойцы 128-й дивизии заняли железнодорожный вокзал. Первоочередной задачей стало восстановление железнодорожного узла для обеспечения перевозки через него войск, техники и боеприпасов к фронту.

В те дни, в июле-августе 1944 года работать было не только трудно, но и опасно. Фашисты неоднократно сбрасывали бомбы на строителей, но бойцы продолжали работать под огнем врага. За 10 суток были расчищены завалы, восстановлены пути и обеспечено движение через станцию Псков.

Направлен на прорыв

Все, что происходило в июльские дни - печального 1941-го и радостного 1944-го прямо или косвенно связано с именем Александра Васильева, бывшего тогда начальником железнодорожной станции Псков. На его плечи легла забота об эвакуации города, а затем, с первых дней освобождения, ему довелось восстанавливать работу железнодорожного узла. Нелегкая судьба выпала на долю этого человека. Хотя во многом - обычная для героического его поколения.

Юность Саши Васильева пришлась на неспокойное время. В 1915 году после окончания Борисоглебского училища он сделал жизненный выбор и поступил в техническое железнодорожное училище. Работал, служил в армии, снова работал - на Юго-Восточной и на Северо-Западных железных дорогах. А еще все время учился: закончил железнодорожную школу в Россоши, техническую школу, курсы Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). Его старания были замечены - за приобретенные знания и опыт Александра Васильева высоко ценили на работе.

К 1937-38 годам на псковском железнодорожном узле сложилось тяжелое положение. Опытных работников, оказавшихся вдруг «врагами народа», упрятали в лагеря или расстреляли. Среди них были и командиры служб, и простые рабочие. Борьба с «вредителями» не замедлила сказаться на безопасности движения. Станция Псков превратилась в одну из отстающих. Крушения, неполадки в работе, к сожалению, стали частым явлением в 1938 году. В конце концов, станцию признали аварийным очагом, выдав ей соответствующий паспорт.



Именно в этот момент руководство дороги принимает решение направить в Псков опытного энергичного специалиста. Так, в августе 1938 года Александр Васильев приступил к работе начальником станции Псков.

Современники вспоминают, что он дневал и ночевал на службе, появляясь дома лишь изредка. Усилия не прошли даром. Уже к марту 1940 года не было зафиксировано ни одного крушения или аварии, а в октябре того же года дорожное управление сняло со станции аварийный паспорт. В Псков на имя начальника станции Васильева, секретаря партбюро Бабикова и председателя месткома Михайловой пришла поздравительная телеграмм с выражением уверенности в том, то работники станции сделают ее образцовой на дороге. Правительство наградило начальника станции орденом «Знак Почета».

1941 год. Эвакуация

1941 год псковские железнодорожники встречали ударным трудом и песней «Если завтра война…», а 2 июля в 13:05 на рельсы перегона Остов-Брянчаниново упала первая бомба.

Фронт стремительно приближался к Пскову. Перед начальником станции жизнь в эти дни ежедневно ставила множество сложнейших задач: военные эшелоны на запад, к фронту, на восток - отправка мобилизованных, плюс эвакуация населения и материальных ценностей. Усугублял обстановку огромный поток беженцев из Каунаса, Вильнюса и Риги. Работать приходилось в условиях постоянных бомбежек.

Выполнение решений всех властей - партийных, военных, гражданских, все сходилось на работниках станции и ее начальнике, которые обязаны были найти и предоставить технику и вагоны, обеспечить движение, отправить составы вовремя. Словом, успеть совершить невозможное.

Cын Александра Васильева Юрий, хорошо запомнивший те последние перед взятием Пскова фашистами дни и часы, вспоминает:

«Когда началась война, отец редко приходил домой ночевать, был занят на станции формированием эшелонов для эвакуации предприятий и населения города, потока беженцев, которые хлынули на Псков с Запада. Привокзальная площадь была запружена легковыми машинами и автобусами из Прибалтики. Большинство из них так и осталось у вокзала из-за отсутствия бензина…»

3 июля началась эвакуация города. За два-три дня были вывезены банк, ценное оборудование заводов, хлеб, машины, скот. От станций Псков и Торошино днем и ночью отходили на восток эшелоны с людьми и имуществом. Семьи железнодорожников эвакуировались последними.

Когда на станции заканчивалась погрузка детских садов, Александр Васильев забежал домой, сказал жене и сыну, чтобы были готовы. В полночь забежал снова, помог сесть в поезд, распрощался с семьей, выскочил уже на ходу. И тут объявили воздушную тревогу, а из привокзального парка уже взлетали сигнальные ракеты… К счастью, все обошлось.


Железнодорожная станция Псков II

На 8 июля готовилась отправка последнего эшелона с комсоставом. Станцию защищали части противовоздушной обороны и бронепоезд, который встал на переезде у Крестовского шоссе, откуда должны были вскоре показаться немецкие танки.

И вот, последние минуты в Пскове. Александр Васильев попрощался с командиром бронепоезда, отходившего в сторону Луги. Обошел помещение вокзала… В зале ресторана - белые скатерти, на столах приборы и нестерпимая боль человека, вынужденного оставить родной дом врагу. Мирный вид ресторана вызвал досаду и злость. Кто-то рядом предложил: «Хорошо бы бросить туда гранату…»

Александр Васильев сдал станцию представителю НКВД, на несколько минут заскочил в квартиру, чтобы взять кое-что из вещей. Самым дорогим показались фотографии, нужным - крошечное зеркальце и бритвенный прибор. Состав уже трогался, когда он вскочил в вагон.

Быстро восстановить

Руками расчищали завалы, на плечах выносили рельсы и восстанавливали пути

Назначение Александр Васильев получил на Ярославскую железную дорогу, где смыслом его работы стало спасение человеческих жизней. Сотни ленинградцев были вывезены, обогреты и накормлены на станции, где он работал. Так прошли три года. Наши войска освобождали страну от фашистов, 27 января была прорвана блокада Ленинграда, и уже 1 февраля Александра Васильева назначили на Ленинградско-Варшавский участок.

Весной 1944 года Ленинградский фронт перешел в генеральное наступление. Четыре месяца готовилась операция по освобождению Пскова. И в это время Александр Васильев получил назначение начальником на свою родную станцию, которую должны были освободить. Решение аргументировано тем, что никто не сможет быстрее и лучше восстановить и наладить оперативную работу стратегически важного железнодорожного узла.

Сразу после освобождения города от захватчиков Александр Васильев прибыл по назначению. Псков стоял в руинах, все станционное хозяйство было разрушено, от вокзала остались только стены. И все же главным в те дни стало восстановление путей, и военным железнодорожникам в этом очень помогли жители города (в начале августа их всего-то было немногим более 6 тысяч человек). Руками расчищали завалы, на плечах выносили рельсы и восстанавливали пути.


Разрушенный Псков. Пересечение Советской и Октябрьской улиц. 1944

Вскоре было обеспечено движение эшелонов на фронт. Пришел первый состав с грузом для Пскова со строительными материалами и оборудованием для заводов, а вслед за ним через станцию ежедневно пошли десятки эшелонов. Командование Прибалтийских фронтов благодарило железнодорожников.

Немного позже, к апрелю 1945 года, через Псков было открыто пассажирское движение по четырем направлениям. К июню восстановили левое крыло вокзала. На первом этаже, где размещался агитпункт, два раза в день демонстрировали фильмы. Потом дошла очередь до деревянной водонапорной башни, а в домике неподалеку от вокзала разместили контору.

Полувоенным оставался пока только быт железнодорожного комсостава. Жили в вагонах спецпоезда, окна которого из-за отсутствия стекол забили фанерой. На это не обращали внимания, ведь главное, что война закончилась победой.

На Руси не зарекайся

Теперь все силы можно было направить на восстановление мирной жизни. И все действительно постепенно возвращалось на круги своя: восстановили железнодорожную школу, налаживался помаленьку быт. Возвращалась в привычное русло и жизнь Александра Васильева: жена устроилась на работу на железной дороге, подрастал сын, и первая мирная учеба - семинар в Ленинграде по организации грузовой и коммерческой работы…

Но не зря говорят на Руси «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Волна арестов снова прокатилась по израненной стране. 2 марта 1948 года, невзирая на самоотверженный труд во имя Родины, Александра Васильева объявили «врагом народа». Последовали четыре года лагерей. Затем - реабилитация, снятие всех обвинений, восстановление на работе… Правда, снова в рабочей должности. Технический конторщик, инженер, старший помощник начальника станции, замначальника службы движения, инспектор- ревизор - все эти ступеньки заново прошел бывший начальник станции, которую он дважды в жизни выводил из прорыва. Затем Александра Васильева воостановили в звании инженер-майора движения. Лишь в его глазах на фотографии вновь выданного удостоверения читается удивление и растерянность от страшной несправедливости.



Чтобы помнили

Память о героях-железнодорожниках бережно хранит Псковский железнодорожный музей. Его основал в 1967 году инженер тяги Александр Валентик. В годы войны он был начальником разведки отряда «Неуловимые», одного из отрядов Калининской области, который действовал на юге Октябрьской магистрали в районе станций Идрица, Себеж и Невель.

В музее три зала. Первый посвящен истории строительства дорог в XIX веке, как наших, так и зарубежных. Во втором рассказывается о революционном движении 1905 года, революции 1917-го и становлении советской власти. Тут же стенды об отречении императора с аппаратом Камарзиной - большевички, передававшей секретные сведения о поездке императора.

Главная тема третьего зала - участие псковских железнодорожников в Великой отечественной войне, освобождение и восстановление Псковских дорог.

Адрес: Псков, ул. Яна Фабрициуса, 29. Тел. (8112) 70-77-88.

Официальный сайт музея

Проект «Состав Победы» - специальный тематический ресурс ОАО "Российские железные дороги" к 75-летию Победы, который демонстрирует 16 видеороликов, посвященных участию железнодорожников в Великой Отечественной войне. Темы роликов — это неизвестные широкой аудитории факты, события, связанные с вкладом железнодорожников в общую Победу.



По материалам Псковского железнодорожного музея. Фото из открытых источников