Новости партнеров
Архив

Теле-отстой-ники, или Залепуха как спецзаказ

03.03.2006 12:27|ПсковКомментариев: 20

Во времена советского агитпропа «вести с полей» подавались асексуальными истуканами с каменными лицами, называемыми «дикторами ТВ». Надлежало строго выдержать скупой на эмоции и иную экспрессию стиль официоза, к которому столь привыкли маразматические стариканы из Политбюро. Когда мутные сумерки уходящей коммунистический эпохи ослепил резкий луч «Прожектора перестройки», на телеэкраны страны тут же повылезали разного рода колдуны и черти, Чумаки и Кашпировские с их умопомрачительными сеансами гипноза, и – понеслось!

Бесноватые кружились в концертном зале «Останкино» или корчились у отечественных телеящиков, закрутился занудный карнавал прямых трансляций с бесконечного съезда депутатов. Похожий на коммисара в пыльном шлеме, Саша Невзоров «мочил» питерские власти в «600-ах секундах» (почему не в 666-ти ?), вихляло «Пятое колесо», харизматичные «взглядовцы» не только мочили, но и пропагандировали, словом, в какой-то момент все информационное пространство превратилось в некое подобие колоссального политического митинга с «чернухой» и попсой в придачу.

Чем это кончилось всем известно – напрочь зомбированное население просто «проспало» Империю. Введенная в психический транс (по народной этимологии - от слова «трансляция»), Россия еще долго наблюдала в прямом эфире и в записи, как расстреливают из танков Парламент и прочесывают «зеленку» в мятежной Чечне, «Голосуют, чтобы не проиграть» и объявляют дефолты, и все это под дурашливый смех Петросяна и Верки Сердючки, собирающих свой золотой урожай на вечном, как страна дураков,  «Поле чудес».

В какой-то момент всех потряс монструозный взгляд густобрового и заикатого Сергея Доренко: сглатывая слюну, изображая этакого «телечекатилло» и виртуозно душа своих жертв чулками черного пи-ара, он еще долго преследовал Лужкова с Примаковым в кошмарных галлюциногенных снах.     

Однако на рубеже веков, выражаясь наукообразно, масс-медийная парадигма претерпела существенную трансформацию. Формат политического ток-шоу постепенно перешел в формат «реалити-зрелищ», когда стало гораздо важнее, в каком фасоне трусов гуляет по «Дому-2» какая-нибудь юная кукла, чем, собственно, то, что думает по поводу армейской дедовщины изрядно подгнивший «яблочник» Явлинский. Немногие островки принципиальной полемики обрели вид словесных перепалок в манере: «А ты кто такой?» и «Сам дурак!». Владимир Соловьев ликует, а зритель получает дозированное, но качественное удовольствие: хочешь плюнуть в глаза бывшего министра Швыдкого, включай «Культурную революцию», желаешь насмотреться эпатажных фрагментов и интервью, жми на кнопку программы «Максимум».

И тут в субботнем прайм-тайме (!) изрядно «пожелтевшего» НТВ появился явно неудобозримый проект: некая «Реальная политика» Глеба Павловского. Все это было очень похоже на так называемое «анти-телевидение» Александра Гордона, когда два ученых мужа пытаются объяснить обалдевшей от умственных усилий аудитории актуальное понимание теории относительности. Не замечаешь, как успеваешь заснуть на двадцать первом аргументе. Нечто подобное «замутил» и Павловский. Передача производила неоднозначное впечатление, в том смысле, что ее назначение было чрезвычайно трудно осмыслить. Несколько персонажей  (мистер Паркер, доктор Монблан и прочие «ники») под саундтрек «Палп фикшн» нудно мутили воду в интеллектуальном стакане. После известного недоумения (рейтинг резко летит вниз) создавалось стойкое представление, что Павловскому просто стало невыносимо скучно, и возникло навязчивое желание потешить самолюбие, превратившись в еще одну «Г.Г.» («говорящую голову» профессора Доуэля). Другие сетевые аналитики всерьез предполагали, что «Реальная политика» и задумывалась в качестве своего рода «послания свыше», а рейтинг – ну, его, дескать, уж Павловский, как заслуженный кремлевский пиарщик, ничего зря выбалтывать не станет.

Сделаю одну ремарку. Лично мне по особенностям речи и краскам произношения  новый телеведущий ужасно напоминает прежнего пресс-секретаря губернатора Михайлова господина Биговчего: такой же местечковый малороссийский говорок, со смешочком, смехуечком, с ужимочкой, где надо, разве что без интеллигентского матерка, что выпускается на волю «для фасону»: мол, и мы не лыком шиты, скрытые диссиденты, «прекрасно ведаем, что творим, но таковы уж, извините, «правила игры». Прямо дежавю какое-то: смотришь на Павловского, а видишь Биговчего!

Потом ударило, как током: бл!.. да они же и внешне схожи, как двойняшки, и в глубинной, так сказать, проекции крепко связаны, причем оба считаются интеллектуалами: один (Павловский) в свое время основал «Русский журнал» и был главным редактором такого продвинутого литературного проекта как «Пушкин», другой (Биговчий) издавал философа-провокатора Дмитрия Галковского, в чем и преуспел. То есть оба тяготеют к изящным искусствам, к глянцу, к богеме, к психоделикам, к революции - 68, к портрету Че Гевары и прочим модным прибамбасам, но жизнь (с переменным успехом) вынуждает заниматься «реальной политикой». Масштабы, разумеется, сравнивать нельзя, а вот ассоциация устойчивая.

Возникает вопрос: «К чему бы это?» Вроде случайное совпадение, всего лишь навязчивый мотив «двойничества», насмешки жизни. На самом деле это не так: ничего случайного не бывает. Хотя Павловский и поимпозантнее, и успешней, чем его неизвестный двойник, а  предвыборные идеи Биговчего оказались блефом человека, потерявшего чувство реальности, функционально их роли похожи. Они суть философическое «прикрытие», умственный мираж. Они не вскрывают проблему, а, наоборот, «залепляют» ее. На телевизионном жаргоне, фабрикуют «залепуху».

В чем заключается подлинный смысл «пиара», начиная от телекиллера Доренко и заканчивая рекламой «Сникерса»? Залепить глаза, ослепить яркой картинкой, или – как в нашем случае - напустить смыслообразующего тумана: под маской мнимой (то бишь рассчитанной на профанов) компетентности в электронно-лучевую трубку «выдаются» некие фантазмы и мифологемы, застревающие в подсознании редкого и малочисленного телезрителя. Передача-то не рейтинговая.

Правда, есть у «Павловского и Ко» и несколько другая публика, специфическая, на которую главным образом и направлен «сигнал». Это - профессиональные политики, чиновники, депутаты, и вот тут-то как раз никакой дешифровки не требуется. Все про всех все знают. Пустых вопросов не появляется. Собственно, эта небольшая когорта людей и есть целевая аудитория Павловского. Для них и делается сей пресный, но необходимый продукт, как необходима для перистальтики кишечника клетчатка. Тот интенсивный и где-то даже истеричный ажиотаж, что был инспирирован «ругательным сюжетом» в «Реальной политике», представляется, в связи с этим, не более как очередным пиарским «хуком» некоего «тайного» оппонента региональной власти. Кого именно? Догадайтесь сами.

Самое поразительное, что давно никто не изображает из нашей области «процветающий край», «молочные реки, кисельные берега», как это было совсем недавно при администрации Михайлова, а что касается нашумевшего сюжета, то с десяток подобных «телешедевров» сварганил бы любой местный таратута за триста долларов на карманные расходы. (Чем в последние месяцы, кстати, усиленно и занимаются ребята с «Телекома»).

Для заказчика же важен, по-видимому,  московский брэнд, его сердце радует, что «столица заметила». Тот факт, что Москва не видит дальше МКАД, если речь не идет о прямой выгоде или массовом самоубийстве секты кришнаитов, заказчика почти не волнует. Остается непонятным только одно: зачем нужно было привлекать Глеба Павловского с его интеллектуальным эксгибиционизмом, когда существует такой штатный критик «ужасов режима», как неистовый телепублицист Андрей Караулов из «Момента истины»?

 Мистер Паркер-сон

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей