Новости партнеров
Архив

Владимир Зубов: Вся система развития малого бизнеса должна измениться

05.12.2005 10:49|ПсковКомментариев: 0

На заседании ассоциации Торгово-промышленных палат Северо-Западного федерального округа Российской Федерации в Санкт-Петербурге состоялись выборы нового руководства организации. Новым президентом Ассоциации торгово-промышленных палат Северо-Западного федерального округа Российской Федерации был избран Владимир Катенев, президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, вице президентом - Владимир Зубов, президент Торгово-промышленной палаты Псковской области.

ИА «Псковская лента новостей» поздравляет Владимира Зубова с избранием и представляет эксклюзивное интервью, посвященное наиболее актуальным, на наш взгляд,  вопросам, посвященным развитию не только региональной, но и национальной экономики России в преддверии вступления нашей страны во Всемирную Торговую Организацию.

- Владимир Анатольевич, для начала расскажите, пожалуйста, немного об Ассоциации Торгово-Промышленных палат Северо-Запада, в чем состоят ее основные задачи?

- Ассоциация состоит из 15 торгово-промышленных палат. В нее входят ТПП десяти субъектов Федерации и ТПП городов Кронштадта, Пушкина и Павловска, Гатчины, Петрозаводска и Череповца.

Это неформальная ассоциация руководителей торгово-промышленных палат, коллективный орган, который определяет политику и взаимодействие ТПП в регионе. Управление ассоциации представляет интересы всех торгово-промышленных палат  Северо-Запада России на различных уровнях, в том числе в Полномочном Представительстве Президента РФ в СЗФО, а также в тех комиссиях, которые занимаются как региональным и межрегиональным экономическим развитием, так и развитием международных связей и привлечением внешних инвестиций.

Основное направление работы ассоциации  – это поддержка малого и среднего бизнеса, и вообще развития экономики в Северо-западном регионе, анализ тех законопроектов, которые разрабатываются и помощь в их разработке, участие в привлечении инвестиций на Северо-Западе, а также улучшение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности. Также Ассоциация взаимодействует со всеми странами, которые заинтересованы в Северо-Западе России  и нашими предприятиями, которые готовы двигать Российский бизнес в зарубежные страны.

- Развитие таких предприятий, руководство которых мыслит стратегически, требует немалых капиталовложений. Но, насколько я понимаю, чтобы привлечь в такие предприятия инвестиции, в том числе иностранные, одних только усилий Ассоциации недостаточно, требуется что-то и от самого предприятия?

- Для того чтобы инвестиции пошли, предприятие должно проявить себя. Руководитель должен убедить инвестора, что он трезво мыслит, грамотно экономически оценивает все риски, определяет перспективы развития, умело организует работу команды управленцев. Иначе, предприятие не представляет интереса для потенциального инвестора.

Основное – это пропаганда своих возможностей, потенциала, который у предприятия есть, людей, которые руководят этими предприятиями и готовы также трезво оценить своего партнера и совместно решать те проблемы, которые возникают и умеют зарабатывать прибыль. Перспективный бизнес основывается на грамотном и долговременном зарабатывании прибыли, а вместе, консолидированно это делать удобнее и выгоднее.

- Северо-Запад находится на границе с Европейским Союзом, насколько для нас актуальна тема вступления России в ВТО?

- Наша страна готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию уже более семи лет. И здесь нужно всегда понимать, что ВТО – это сообщество стран, которые добровольно согласились привести свои экономические системы, вернее системы взаимодействия торговли товарами и услугами в единое русло, которые работают по одинаковым правилам и не строят препятствий друг для друга в процессе продвижения товаров и услуг. Сегодня страны участники ВТО обеспечивают более 90% объема мировой торговли.

Таким образом, страны члены ВТО произвели некую унификацию. И сделать это было достаточно сложно, ведь эти страны находятся в разных широтных диапазонах, на разном уровне экономического развития,  но, тем не менее, чтобы обеспечить разным странам торговое единообразие,   снизить влияние государства на экспортно-импортные операции до минимума эти страны вступили в ВТО.

И самое интересное, что круг стран, которые в нее стремятся, увеличиваются. А специфика вступления в ВТО состоит в том, что страна-кандидат должна урегулировать отношения со всеми странами-участниками ВТО. Сейчас 136 государств являются членами ВТО, и мы должны переговорить с ними, чтобы договориться о режиме продвижения наших товаров, чтобы он не ущемлял их интересы. И если будет хотя бы одна страна против, то Россию просто не примут.

- А почему Россия так стремится вступить в ВТО?

- Дело в том, что тем самым мы обеспечиваем гарантированный доступ российских товаров на мировой рынок. Сейчас пока такого нет, и нас могут ограничивать различными пошлинами, отменой преференций на некоторые группы товаров, введением моратория на поставку определенных товаров. При вступлении в ВТО, наши товары, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке будут чувствовать себя, как равные среди равных.

Другое дело, что много направлений деятельности, по которым Россия не сможет конкурировать с западными странами в силу различных причин.

- Это означает, что целому ряду отраслей придется менять что-то в кратчайшие сроки, чтобы стать конкурентоспособными?

- Вступая в ВТО, стране предоставляется определенный переходный период. Для Китая он был определен в 14 лет. В этот период действуют заранее определенные льготы и послабления. Когда этот срок заканчиваются, все тарифы должны быть выровнены. К примеру, внутрироссийские цены на энергоносители должны выровняться с мировыми. И это является камнем преткновения. Россия находится в рискованной климатической зоне  низких температур, поэтому затраты на проживание здесь и ведение бизнеса изначально выше, нежели в странах Южной и даже Северной Африки или Скандинавских странах, которые омывает и «согревает» Гольфстрим, а средняя температура зимы не опускается ниже -5 градусов. Поэтому направления, связанные с сельским хозяйством, производством пищевой  и текстильной продукции, автомобилестроением и многие другие являются чувствительными к вступлению в ВТО.

И задача переходного периода, а для России предполагается, что он составит от семи до десяти лет, чтобы наша промышленность стала конкурентоспособной. В настоящее время идет детальная проработка плюсов и минусов вступления России в ВТО на уровне министерств и ведомств, отраслевых ассоциаций и союзов, большая аналитическая работа проведена ТПП РФ. И Торгово-промышленная палата РФ понимает, что вступление в ВТО – это осознанная необходимость, чтобы не оказаться на обочине дороги, чтобы нас не воспринимали только как сырьевой ресурс.

Некоторые отрасли действительно могут исчезнуть, существенно изменится вся система не только международного но и внутрироссийского экономического взаимодействия.

За примерами далеко ходить не надо! Буквально на прошлой неделе мы принимали эстонских предпринимателей. И когда они узнали, что у нас ипотека не работает из-за высоких процентов по кредиту, а сам кредит мы не можем получить меньше чем под 16 процентов годовых на развитие бизнеса, они очень удивились этому, поскольку ипотека считается низко рискованным вложением, и процент по ипотеке в Эстонии составляет от двух до пяти процентов. К тому же цена недвижимости постоянно растет. Под те проценты, что предлагают наши банки, могут развиваться лишь торговля и услуги. У нас нет рынка длинных кредитов, и нашим банкам придется перестраиваться. А вместе с изменением кредитной системы в сторону либерализации процедур и уровня доступности денежный ресурсов, и вся система развития малого бизнеса должна измениться.

- Не возникнет ли новый передел собственности, когда западные компании пойдут на российский рынок?

- Процесс перехода предприятия из одних рук в другие, зависит от того, насколько нынешние владельцы способны удержать эту собственность, приумножить и организовать ее работу на более высоком уровне. Люди, к сожалению, не вечны,  кто-то умирает, кто-то уходит,  кому-то перестает нравиться это направление бизнеса, он видит какое-то другое, т.е.   собственность всегда будет переходить из рук в руки. Это одно из основополагающих физико-экономических свойств собственности.

Если собственность находится в одних руках, то по сути дела это приводит к некой стагнации, потому что взгляд человека притирается, и всегда необходима свежая кровь. Если собственник может обеспечить грамотное функционирование бизнеса и грамотно использовать недвижимость, то она может у него существовать в течение долгого периода.

Есть целые марки, которые названы по фамилиям их владельцев, то же самый Пьер Карден, Хьюго Босс и другие марки и, в то же самое время,  уже многие из них не принадлежат родоначальникам этих фамилий. Они находятся у крупных холдингов, которые просто скупают эти всемирно известные торговые марки, используя их тяжелое финансовое положение, какой-то  кризис управления, они предлагают достаточно хорошую сумму для того, чтобы купить этот бизнес вместе с брэндами.  К примеру,  малоизвестная китайская компания «Бен-Кью»(“BenQ”) купила отделение по производству мобильных телефонов компании «Сименс»,  с тем условием, что эта торговая марка на мобильные телефоны будет сохраняться за  компанией-покупателем в течении семи лет. Де-юре и де-факто владельцем производственных площадей и сбытовой сети является «Бен Кью», но так как она не очень хорошо известна в «мобильных» кругах, то, начиная с марта этого года, все телефоны, производимые компанией «Бен-Кью» , и продаваемые на европейском рынке, будут «Сименсами».

- Т.е., возможно, западный бизнес будет покупать наши бренды?

- Не возможно, а точно будет покупать и уже активно покупает! Если вы обратите внимание, весь мировой пивной бизнес разделен между пятью компаниями мира. И все, якобы наше, исконно Российское, разнообразие марок пива продаваемых на нашем же внутреннем рынке уже, в абсолютном большинстве, стало собственностью этих транснациональных компаний.

- Значит, товаропроизводители, в том числе псковские, могут создавать бренды, чтобы потом их продавать?

- Торговая марка становится брендом, когда занимает определенную нишу в международном или, хотя бы, российском разделении рынка. Тот же самый «Молоколамск», если займет нишу от 5% производства российского молока и молочных продуктов, уже будет лакомым кусочком.

Чем занимался господин Довгань? Он, пока был известным и еще популярным бизнесменом, предлагал различным компаниям выпускать продукты питания под его именем. Любое хорошо раскрытое брендовое наименование,   позиционируемое   как качественный и хорошо раскупаемый товар,  обладающее большой долей рынка или имеющее явную тенденцию к быстрому развитию,  всегда можно продать.

- И все-таки стоит, на Ваш взгляд, России вступать в ВТО?

- Никто Россию в ВТО не загоняет, мы сами добровольно должны подтвердить следование принципам и обязательствам, определяемым Уставом ВТО. И мы сами должны понимать, что если мы сейчас в ВТО не войдем, а войдут другие страны, с которыми у России достаточно напряженные как экономические, так и политические отношения, то нужно будет последующее вступление России согласовывать и с этими странами. А они могут забаллотировать этот вопрос, и мы будем вынуждены развиваться в условиях тех ограничений, которые существуют у российских товаров на западных и восточных рынках.

Вступив в ВТО, мы будем знать, сколько действительно стоит наш продукт или услуга по мировой шкале ценностей. ВТО выравнивает баланс цен и интересов, но не выравнивает структуру себестоимости. Поэтому мы должны очень точно просчитать, что мы приобретаем, и что теряем. Готовиться надо  обязательно, просчитывать все риски и их устранять.

Беседовал Максим Голиков

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 135 человек
Лента новостей