Церковь / Из первых уст

Священник Антоний Афанасьев о пути к святости

09.06.2023 17:00|ПсковКомментариев: 0

Совсем недавно православной церковью праздновалась Троица, а в это воскресенье будет отмечаться День памяти всех святых. Что такое святость: можно ли ей научиться и где? В чем главная цель жизни христианина? Можно ли поставить знак равенства между святостью и безгрешностью? На эти вопросы в программе «Пастырь» в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM) ответил священник, настоятель храма Святой великомученицы Варвары в Пскове Антоний Афанасьев. 

 

Святые. Наверное, при слушании данного слова у человека возникает ассоциация, что святость – это удел лишь немногих выдающихся людей. И уж никак состояние святости не может достигнуть человек обычный, ведущий повседневную жизнь. Но так ли это? Ведь Церковь устами многих своих святителей, своих проповедников, слова которых запечатлены в том числе и в Священном Писании, призывает нас именно к святости: «Вы должны стать святыми». Или уже называет верующих людей святыми, как будто они сделались таковыми. На одном из главных богослужений священник произносит слова, суть которых заключается в том, что таинство, которое совершалось – таинство причащения, – будет подано только святым. Эти слова по-славянски звучат как возглас: «Святая – святым». И возникает недоумение, если главное таинство Церкви совершается только для святых, могу ли я к нему приступать? Или я еще недостоин?

Церковь у нас имеет много святых. Мы можем открыть церковный календарь, встретить разные имена, разные чины святости, или по-славянски лики святых. Есть преподобные святые, то есть люди монашествующие. Есть святители – люди, которые занимали высшие иерархические ступени служения в церкви. Есть мученики, которые жизнь свою положили за верность Христу, за верность Богу. Есть страстотерпцы и многие другие.

Так вот, где нам с вами научиться святости? Во-первых, Господь предлагает избрать путь святой жизни. Он говорит, что есть два пути: путь погибели и путь жизни, ведущий нас в жизнь вечную. И главная цель жизни христианина – это спасение, по-гречески слово звучит как «сотерия». И обычно мы воспринимаем это слово как спасение от чего то, но есть у него другой не менее важный оттенок, ведь прилагательное «спасенный» в греческом языке включает в себя значение «целостный».

Об обретении какой целостности говорится здесь? Ведь мы знаем, что изначально человек был создан полноценным, гармоничным до грехопадения. А затем произошло изгнание из рая и разрушение той непосредственной связи человека с Богом, которую он имел в раю, в первозданном состоянии. И после грехопадения происходит расслоение, разрушение целостной гармонии. И приходит губительное состояние, в котором все силы души и тела обретают разнонаправленные векторы. Для иллюстрации можно привести образ из басни Крылова про лебедя, рака и щуку. Там, где каждый из действующих персонажей хоть и может что-то совершить, пытается двигаться в каком-то направлении, но двигается не в верном направлении, и ничего в итоге не получается. Так же и силы души человека после грехопадения разрозненны. Зачастую сегодня человек чувствует себя потерянным, не понимающим, для чего нужно жить. Сегодня он просыпается с одной мыслью, завтра закрадывается сомнение: «А правильно ли я поступаю?» И так может происходить на протяжении всей жизни.

Спасение, обретение целостности, целостного смысла жизни – это и есть главная цель жизни христианина. А направление – это соединение с Богом, с источником жизни. Каждый из нас, исполняя заповеди, которые нам предлагаются и в Священном Писании, и в трудах святых отцов, может прийти как раз к тому состоянию, которое мы называем святостью. И когда мы открываем жития святых, а у нас есть много свидетельств о жизни разных выдающихся христианских подвижников, где, с одной стороны, описывается их жизнь, и с другой, их учение, то читаешь и думаешь, насколько возвышенной была их жизнь, насколько наша собственная жизнь отличается от того пути, который проходили они. И кажется, что между нами находится бездна. Но обращение к памятникам недавнего времени – житиям почти наших современников, которые уже Церковью причислены к лику святых, – дает более глубокое понимание святости.

Главная мысль состоит в том, что святость – это не синоним безгрешности. У нас есть такие выдающиеся святые, как, например, святитель равноапостольный Николай Японский или святой праведный Иоанн Кронштадтский, которые оставили дневниковые записи. И мы видим, как не только на первых шагах своего христианского делания, но и на закате жизни не заканчивается борьба со страстями, борьба с грехом. Эти святые описывают и мысли, и свои жизненные ситуации, которые можно охарактеризовать как утрату того высокого идеала. Но они каждый раз возвращались на путь единства с Богом. И в итоге уже они входят в Царствие небесное.

Обращение к житиям святых иной раз и в нас подогревает чувство надежды на то, что и мы, проживая свою повседневную жизнь, наполненную различными испытаниями, конфликтами, нашим собственным недовольством, можем все же стяжать Дух святой, и стяжать вот эту святость, к которой мы все с вами и призваны. Такой древний святой, как Антоний Великий, основатель монашества, ходил однажды учиться праведной жизни к обычному ремесленнику, который работал, воспитывал детей, никого не осуждал, творил милостыню. Основатель монашества, великий человек, нашел, что обычный сапожник стоит на более высокой ступени нравственного совершенства. Святой Антоний даже смог научиться у него христианскому искусству святости. Поэтому также и мы с вами, каждый в свою меру, будем совершать свое земное служение по слову Спасителя. И, даст Бог, также и мы стяжаем святость. 

Священник Антоний Афанасьев

Видеоверсию эфира можно посмотреть по ссылке ниже. 

Лента новостей